Home, my beer home...

Депутат «Балтики»
— № 8 Пшеничное

продолжаем «пшеничную» тему
см. предыдущее essay

Оказывается, балтийские пивовары уже давно распробовали вкус пшеничного пива — «Балтика № 8 Пшеничное» выпускается с 2001 года. И вот, наконец-то, и мы получили возможность попробовать его. Тихой сапой, без мощной рекламной артподготовки, оно начало появляться на прилавках наших магазинов.

Впрочем, нельзя сказать, что российский пивной монстр вышел на наш рынок вовсе без рекламы. Вялотекущая рекламная кампания идет еще с 2002 года — с тех пор, как «Балтика» начала «устаканиваться» на украинском рынке. Однако все, чем ребята ограничились — спорадической демонстрацией телеролика (с Самсоном и, как всегда, плещущимся мутно-желто-жидким чем-то), и развешиванием небольшого количества соответствующей наружки
Кстати, «Балтика» — один из немногих пивных брендов, наружка которого стабильно висит весь год, независимо от сезона
под общим лозунгом «Знаменитое пиво России». В общем, парни из северной столицы предпочитают рекламировать торговую марку в целом, а не отдельные сорта пива, как это популярно нынче у их украинских коллег. Впрочем, реклама «Балтики» — это отдельная песня, которую мы еще споем — только несколько позже.

Балтика 8 Пшеничное
Вот так «Балтика № 8 Пшеничное» выглядит на сайте производителя www.baltika.ru


«Балтийцы» же всегда предпочитали не эффектные рекламные ходы, а планомерную, тщательно налаженную систему дистрибуции. И результат налицо: «Балтика», в отличие от других российских марок, уже давно воспринимается как привычный атрибут наших пивных прилавков.

Вернемся же, однако, к «Пшеничному», ибо если мы будем много говорить о компании, то не успеем попробовать сам продукт.
Что интересно — оплотом экспансии «Балтики» на Украину стал наш родной Днепропетровск: именно здесь было открыто первое представительство. Сейчас, кажется, оно собралось на перекочевку в Киев.

Открываем бутылку


Ну когда же они уберут с пробки эту долбаную фольгу?!
Всякий раз, срывая пробку, надо следить, чтобы фольга не попала в бутылку или в бокал. О том, чтобы пить «Балтику» из горлышка, не может быть и речи — нажрешься фольги, и еще полчаса будешь от нее отплевываться.

Нет, оно конечно так — блестящая нашлепка сверху привлекает внимание, и даже может потрафить чьему-то местечковому вкусу, но — увы, увы — создает много дополнительных проблем. Кстати, блестящей у «Балтики Пшеничной» оказалась не только их супер-колоретка, но и металлизированная этикетка. В общем, вся «одежка» на ней так и блестит.
Есть, конечно, представители различных наций и народностей, которые с радостью кидаются на все блестящее. Интересно, кинутся ли они на «Балтику»?

Выглядит все это, конечно, пышно, «по-богатому», но меня это как-то особо не впечатлило. Даже как-то стало обидно за уважаемый мною город на Неве. Стать колыбелью российского флота, трех русских революций, Александра Блока, Николая Фоменко — и все ради того, чтобы выпустить такую провинциальную этикетку?

Ну, а теперь о вкусе. Повторимся (не в последний раз), что о вкусах не спорят, и дадим для начала слово производителю:
«Балтика № 8 Пшеничное» — это пиво с мягким фруктовым ароматом и сладковатым вкусом»
Насчет мягкого и сладковатого вкуса спорить нет резона — так оно и есть. Это, в общем-то, необходимый и обязательный атрибут любого пива, в котором используется пшеничный солод вместо ячменного (точнее, вместе с ячменным). Но вот фруктового аромата, сколько ни внюхивался — ощутить не удалось.

На вкус, как и для любого пива, влияет температура продукта. Популярная нынче «фишка» — термокартинка на контрэтикетке для индикации правильного охлаждения — присутствует и здесь. Однако и здесь, как и в большинстве других случаев, балтийские «три волны» появляются слишком поздно — тогда, когда пиво уже успевает переохладиться.

Балтика 8 Пшеничное у меня на кухне
Вот как эта бутылка выглядела у меня на кухне. Разумеется, я не смог удержаться, и купил именно этот, курьезный экземпляр — с этикеткой, приклеенной вверх ногами


В общем и в целом же вкус как-то разочаровал. Он не слишком сильно отличается от недорогих украинских пшеничных сортов, например, того же славутичевского «Вайса» (Weiss), и цена
Цена 3.20 — можно сказать, явно не слабая для «Балтики», привыкшей беспардонно демпинговать на украинском рынке
3.20 грн. за "Балтику № 8" показалась мне высоковатой.

Право слово, заплатить 3.80 грн. за «Пшеничне Еталон» было не так жалко — если оценивать соотношение качество/­цена. Может, виной тому балтийская (невская? ладожская?) вода, может — карамельный солод, а может — еще какие-нибудь темные места в технологии — не знаю. Может быть, в конце концов, ощущение зря потраченных денег — от непрестижной, ординарной «балтийской» бутылки, из которой все давно привыкли хлебать троечку.

Все-таки правы корифеи маркетинга — тот же Траут — когда говорит о восприятии. Глаза видят что-то типичное не то — и тут же язык (точнее, мозг) услужливо подтверждает: да-с, не то — хотя и лукавит при этом самым беспардонным образом. Типичный misdirection

Впрочем, есть надежда, что что-то может меняться и к лучшему. Например, в октябре 2003 «Балтика» громогласно протрубила о том, что принято решение выпускать сорт «Балтика № 8 Пшеничное» только в премиальных стеклянных бутылках. Может, со временем и уйдут в небытие фольга на крышках и горлышках, и мишурные этикетки, а может, в конце концов, и пиво станет лучше?

Балтика 8 Пшеничное в новой бутылке
Вот так будет выглядеть «Балтика № 8 Пшеничное» в новой, «премиальной» бутылке. У нас пока распродаются неликвиды в «непремиальных», старых бутылках (см. фото выше)

Впрочем, зачем так строго? Все-таки пшеничное пиво — очень вкусный и полезный продукт, даже если оно сварено «Балтикой». В средневековой Германии, например, пшеничное пиво было привилегией лишь благородных господ. Ну, а право на производство Weizen, он же Weiss, имели только королевский двор и епископат. Чтобы не быть голословными, совершим краткий

Исторический экскурс


Официально пшеничное пивоварение началось в Баварии в 1603 году. В то время в Баварии выдались непривычно высокие урожаи пшеницы, и король высочайшим указом разрешил и повелел использовать ее для приготовления пива. Однако, пшеничное пиво в Германии вовсю варилось и раньше. Известно, например, что сваренное еще в 1293 году в Дортмунде пиво было Weizen, сиречь, пшеничное.

В средневековой Германии пшеничное пиво было привилегией благородных господ. Обычное пиво было темных цветов, и, следовательно, на его фоне «белое» пиво выглядело роскошно. Свою роль здесь сыграл и «Reinheitsgebot», закон от 1516 года «О чистоте пива». По нему всем частным пивоварням, будь то в городах или деревнях, разрешалось варить пиво только из ячменя. Право на производство Weizen имели только королевский двор и епископат, что к 1600 году оформилось в настоящую монополию. Сваренное в 1602 году на пивоварне Hofbrauhaus в Мюнхене Weizen было настолько удачным, что другие королевские пивоварни приняли его за стандарт. Позже, в 1764 году, этот стандарт превзошло Weizen из аббатства Kloster Andechs (там до сих пор существует пивзавод).

Все, включая пиво, текло, все менялись, и в 1806 году короли утратили эксклюзивное право на производство Weizen. Теперь его мог варить любой пивовар. Упомянутая пивоварня Hofbrauhaus, например, в 1856 году перешла на производство преимущественно обычного пива, уступив в пшеничном первенство другим. «Белое» пиво потеряло свой «благородный» статус по сравнению с обычным пивом, но по-прежнему осталось престижным и «правильным» напитком.

Экскурс был сделан с использованием материалов сайта www.tabepha.ru

Reinheitsgebot
И вновь мы встречается со знаменитым Reinheitsgebot, «Законом о чистоте пива».

Ознакомиться с Законом можно прямо здесь, однако весьма небезынтересна его новая интерпретация. На этот раз оказывается, что Закон был призван бороться не с применением некачественных ингридиентов при варке пива, а напротив, со слишком качественным продуктом, каковым являлся Weizen.

Цитаточка от «Балтики»: «Пшеничное пиво в то время стало настолько популярно в Баварии, что правительство было вынуждено ограничить его производство, чтобы оставить достаточно пшеницы для хлеба». В общем, если бы не решительные меры, то безалаберные баварцы перемерли бы от голода, упившись вкусным пивом!

16.12.2003

Что внутри?


Балтика Пшеничное
№ 8
Нефильтрованное специальное светлое пиво
Пастеризованное
Без консервантов
Допускается дрожжевой осадок

Состав: вода, пшеничный солод, ячменный светлый и карамельный солод, хмель, дрожжи

Плотность 12,5%
Крепость 5,0% об.
Энергетическая ценность 45ккал/100 г.
Пищевая ценность не более 3.4/100 г.

P.S.: продолжаем разбираться с переводом

Weizenbier — пшеничное пиво
Weizen (пшеничное) — так его называют в Северной Германии,
Weiss, или Weiß (белое) — так оно больше принято в Баварии

Продолжение следует
См. также: