Home, my beer home...

Три сестры:
«Біле», «Оболонь Біле», «Вайс»

развитие «пшеничной» темы
предыдущих essays, с переходом в «белую нефильтрованную»

Надо сказать, литературные реминисценции не ограничиваются лишь Чеховым. Взглянув на эту замечательную троицу, нынешнее essay можно было бы назвать, например, «Белые одежды украинского пива». Или, если хотите, «Белая гвардия». «Гвардейская» аналогия будет тем более уместна, если вспомнить, что в борьбе за потребителя (сиречь, за нас; и за наши кошельки — sic) схватились не на живот, а на смерть три монстра — три основных игрока на пивном рынке Украины: бельгийско-индийско-черниговская Sun Interbrew, киевская Оболонь и скандинавско-запорожский BBH. Битва в самом разгаре, все линейные подразделения уже давно введены в бой, и вот, наконец, наступает момент, когда над полем боя слышится знакомый клич: «Гвардия, вперед!».

Біле, Оболонь Біле и Вайс у меня на кухне
Вот они, три сестрички. Как всегда, приютились у меня на кухне.


Sun Interbrew успел первым. Черниговкое «Біле» вышло на рынок осенью 2002 года, и начало стремительной атакой завоевывать еще не занятый сегмент. Собственно говоря, его успех оказался приятной неожиданностью даже для самой Sun Interbrew. Идея выпуска нового продукта была продиктована потребностью некоего нового предложения для потребителей к зиме, когда любой производитель неизбежно сталкивается с проблемой сезонного спада продаж. Потребитель, понимаешь ли, стервец, не хочет в зимние морозы накачиваться пивом, а все норовит налечь на водочку, как более традиционный зимний напиток. Вот и сварили для разнообразия белое пиво, объединив в нем две идеи: пшеничности и нефильтрованности,
справедливости ради надо сказать, что эксперименты с пшеничным солодом раньше проводил «Сармат», но они никем не были замечены
тем паче, что в Европе эти технологии уже давно были опробованы и отработаны. Успех, как уже было сказано, превзошел все ожидания. По словам г-жи Наконечной, генерального директора «Сан Интербрю Украина»,
«Спрос на него был огромный. Мы не предполагали, что он будет таким... Заявки в три раза превысили наши плановые цифры.»
В общем, пока генруководство Sun Interbrew, ошеломленно почесывая в затылке, стремительно наращивало объемы реализации «Білого», формируя, таким образом, новый сегмент, остальные пивные монстры, позевывая, сонно хлопали глазами в ожидании наступления очередного пивного сезона. Ну, вот и получилось, как всегда — ждали, ждали, пока не дождались; точнее — зевали, зевали, пока не прозевали.

Біле
Вот так «Біле» выглядит на сайте производителя www.chernigivske.com.ua
Заодно — и в ПЭТе.


Вначале очнулась «Оболонь». К осени 2003 наконец-то появилось «Оболонь Біле». Однако, увы, его появление не стало событием. Рискну сказать, что потребитель его и вовсе не заметил. Ну, подумаешь — еще одна позиция в и без того чудовищно растянутой линейке продукции «Оболони». Тем более что и этикетка-то оказалась не слишком выразительной, весьма, вдобавок, похожей на какую-нибудь «Светлую», или «Экстру». Плюс цена: она оказалась практически совпадающей с черниговским «Білим».
Еще раз рискну утверждать, что цена на продукт-копию должна быть ниже, чем на original (или generic)
Ну зачем, спрашивается, платить те же деньги за еще неизвестную копию, если можно удовлетвориться оригинальным и уже знакомым продуктом? Тем более что «одежка» у черниговского «Білого» более удачна, чем у «Оболони» — она вполне узнаваема и позволяет однозначно «выхватить» продукт в пивном ряду на прилавке.

Оболонь Біле
На сайте производителя www.obolon.ua нашлась лишь гифовая картинка, которую, за неимением другой, мы и демонстрируем.


Последним в ряды белого братства вступил «Славутич» — где-то к концу осени 2003. В оправдание столь позднего старта надо сказать, что украинские скандинавы были заняты в это время выводом на рынок продукта иной категории — «Червоного» пива — и в этом, кстати, весьма преуспели. Их же старт в сегменте «белого» пива можно признать достаточно удачным. В отличие от «Оболони», пиво под вполне релевантным названием «Вайс» (Weiss) оказалось замеченным. Причин, мне кажется, здесь две: Все остальное: оригинальные рецепты, натуральные ингредиенты, отсутствие консервантов — ерунда, «лечилово», на которое уже мало кто обращает внимание.

Вайс
Приблизительно таким «Вайс» можно увидеть на сайте производителя www.slavutich.ua

Однако, мы несколько увлеклись. От маркетинговых разглагольствований устали все, включая автора, и пора, наконец, перейти к самому пиву.

Ну, наконец-то пробуем белое пиво!

Причем все три продукта. Иначе никак не получится корректного сравнения.

Сразу же после «вскрытия» из горлышка каждой бутылки выползает «дымок», и мы начинаем ощущать легкий пивной запашок — как всегда, это наше первое ощущение от бутылки пива. Итак, чем же пахнут белые сестры?

Ну вот, мы и дошли до самого главного: наконец-то мы можем его попробовать и узнать, какое же оно на вкус — белое украинское пиво?

Мой друг Костя, любитель пива с большим стажем (можно сказать, уже не любитель, а профессионал), попробовав белое пиво, сказал, что его вкус напомнил ему «Жигулевское» (старое еще, советских времен) после того, как оно слегка прокиснет.

Ностальгия, однако...

Резюмируя, можно сказать, что по соотношению цена/качество
Цена, кстати у всех трех «сестер» более-менее сравнимая, и не высокая. Индикативные цены из рейнфордовского маркета:
· «Біле»: 2.25 грн.
· «Оболонь Біле»: 2.25 грн.
· «Вайс»: 2.05 грн.
Можно найти и дешевле.
лучшим выбором из основных украинских сортов белого пива мне показался «Вайс». Хотя безусловным лидером в умах потребителей, несомненно, остается «Біле».

Недаром ребята гордо пишут на своей этикетке: «№ 1 в Украине». Они были первыми — они ими и останутся (если, конечно, не наделают каких-либо глупостей, что вряд ли)

Из всех троих самые мизерные шансы на успех имеет, пожалуй, «Оболонь Біле». С не очень выразительной «одежкой», и с нелогичной ценой, засунутое вглубь линейки, оно по-прежнему не будет замечаться потребителем. И вряд ли помогут заклинания типа «Пиво столичного класса» на этикетке, и вряд ли помогут термокартинки на контрэтикетке, демонстрирующие заботу о потребителе: пиво не идет, и идти не будет.

Шансы «Вайса» я бы оценил выше, чем «Оболони» — по уже указанным причинам. Он четко выведен из общей линейка бренда «Славутич» и, как следствие, сделан узнаваемым. Плюс — вменяемая цена. Тем более, что по вкусу все три продукта крайне мало различаются между собой: различия, повторюсь, в большей степени субъективны, чем объективны.
Хотя Вайсу, как младшенькому, еще долго придется вырастать из своих коротеньких штанишек.

И опять-таки правы классики: самый легкий путь проникнуть в сознание потребителя — быть первым. В итоге максимальная доля рынка тебе обеспечена. В общем, учение Траута всесильно, потому что оно верно!

Еще одна литературная реминисценция:
«Рядом стояла широкая белая лестница, и у ее подножья сидели три эльфа»
Дж.Р.Толкиен. Хранители

Ниже — младшенький из них, Вайс в коротких штанишках
коротенькие штанишки Вайса


Между прочим, бытует мнение, что успешное продвижение «Білого» обусловлено сильным брендом «Чернiгiвське».
Цитата:
(к сожалению, ссылка не сохранилась, поэтому не могу сказать наверняка откуда, по-моему, с www.pivnoe-delo.com)
Риски при выводе «Бiлого» были достаточно минимизированы. Прежде всего, подстраховкой за счет существующей лояльности потребителей к бренду «Чернiгiвське» как таковому: «Бiле», как и большинство его последователей от других производителей, запускалось не в качестве самостоятельного бренда, что было бы значительно большим риском, а как подбренд «Чернiгiвського» — марки с высокой степенью узнаваемости.
Позволю себе категорически не согласиться!

Как раз наоборот — «Бiле» выпадает из «черниговской» линейки, и его удачное продвижение обусловлено как раз оригинальностью и непохожестью на все остальное, включая традиционные сорта «Черниговского». Спору нет — финансовая мощь Sun Interbrew была нужна, но и без «Черниговского» флажка на этикетке «Бiле» продавалось бы не хуже. Тем более, что «белые» сорта пива оказались популярными у молодежной, и особенно у женской аудитории, а к тому времени традиционный «Чернигов» уже был овеян силой и мужеством «партнерів — братів Клічко», и позиционирован как зрелый мужской продукт.

Да-с, «белое» пиво оказалось преимущественно женским напитком. По крайней мере, барышни, которые решаются со мной пить пиво, зачастую выбирают именно «Біле» — если им, конечно, предоставляется свобода выбора. По их словам, оно вкуснее. «А ваше пиво горькое», — добавляют они.

Post bibitum

Кстати, о вкусе.

Должен признаться, что после этой дегустации меня весь следующий день преследовало дрожжевое послевкусие — очень трудно было от него избавится. Поэтому мой совет — не пейте три бутылки белого пива за раз. Одной, максимум двух — вполне достаточно.

26.01.2004

Из чего же, из чего же
сделаны наши сестренки?


«Біле»
Пиво светлое нефильтрованное осветленное(!?) пастеризованное
Допускается дрожжевой осадок

Состав: вода, солод ячменный светлый, солод пшеничный, пшеница, хмель, кориандр, аскорбиновая кислота, пектин

Плотность 12%
Крепость 5,0%об.
Энергетическая ценность 45ккал/100г.

«Оболонь Біле»
Светлый тип пива
Нефильтрованное
Пастеризованное

Состав: артезианская вода Юрского и Сеноманского горизонтов, светлый ячменный и светлый пшеничный солод, экстракт пшеничного солода, вино-аромат, кориандр, хмель

Плотность 11,5%
Крепость 5,0%об.
Энергетическая ценность 44,6ккал/100г.
Пищевая ценность 3.8г/100г.

«Вайс» (White / Біле / Weiss / Белое)
Пиво светлое
Нефильтрованное
Пастеризованное
Без консервантов
Допускается дрожжевой осадок

Состав: солод ячменный светлый, солод пшеничный, патока, хмель, вода, аскорбиновая кислота

Плотность 12%
Крепость 5,0%об.
Энергетическая ценность 45ккал/100г.
Пищевая ценность 4.5г/100г.

P.S.: завершаем «пшеничную» тему

Собственно говоря, «белое» пиво — это уже не пшеничное, хотя и сварено с использованием пшеничного солода. Но в «настоящем» пшеничном пиве пшеничного солода должно быть не менее 60%, и «белое», таким образом, до «пшеничного» не дотягивает.
Впрочем есть еще много других сортов пива, хороших и разных, и я постараюсь вскоре о них рассказать. Так что

продолжение следует
См. также: